ЛЕГЕНДЫ РАДИО

Наталья Бехтина: первая в прямом эфире
ДОЧЬ СВОЕГО ОТЦА
Наталья Бехтина родилась в 1938 году в Москве. Её отец, Павел Иванович Пронин, был журналистом. Жил в Ленинграде, там же и познакомился с будущей женой. Когда его назначили главным редактором газеты «Водный транспорт», семья переехала в Москву. Павел Иванович работал во многих газетах: в «Известиях», «Труде» и «Литературной газете». И преподавал на факультете журналистики.
«Я иногда встречаю его учеников, которые к моей невероятной теплоте и гордости всегда говорят: "О, Вы Павла Ивановича дочка! Ах, он такой человек был замечательный". Он на самом деле был очень хороший человек, журналист и… педагог. Нет, наверное, педагог плохой, потому что был очень добрым человеком»,

— Наталья Бехтина
ЛЕГЕНДАРНЫЙ КУРС
Чтобы поступить в университет, Наталья сдавала 5 экзаменов: золотой медали у неё не было. Деканом факультета журналистики тогда был Евгений Лазаревич Худяков. Он хорошо знал отца будущей журналистки. Но Наталье Бехтиной не делали никаких поблажек. А экзамены всё равно были сданы на «отлично».
«На нашем курсе учился Костя Щербаков, его отец был высокопоставленным чиновником. Они жили в пятикомнатной квартире на улице Грановского. Мы часто там собирались, танцевали, выпивали. Помню, как крутила котлеты для застолья. И никто не задирал нос!»

— Наталья Бехтина
«РАСПАХНУВШИЙСЯ МИР»
В 1957 году в Москве проходил Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Наталья училась на втором курсе журфака. В то время её родители работали в Праге, и студентка осталась с бабушкой на даче. Бабушка была строгая, а дача находилась далеко. Чтобы туда попасть, нужно было ехать на метро до Сокола, там садиться на автобус, который шёл до Павшино, а из Павшино пересекать Москва-реку на катере. Но Наталья успевала и на фестиваль съездить, и к бабушке вернуться, а самое главное — нарядиться для праздника.
«У каждой девушки была пышная юбка, а ещё платочек с ромашкой — эмблемой фестиваля... И ощущение личной свободы, что никто за тобой особо не надзирает, ощущение распахнувшегося мира»,

— Наталья Бехтина
Фестиваль всё изменил. Раньше зарубежную музыку было нелегко достать. Через третьи руки передавались пластинки с иностранными композициями. Студенты собирались группами и слушали такие пластинки на патефоне. Теперь — люди смогли узнать друг друга, новые языки, искусство, культуру. Все почувствовали вкус свободы. Студенты радовались тому, что увидели новых людей, услышали новые мелодии. Появилось ощущение всеобщего большого мира.
«Надо сказать, что в нашем возрасте мы не ощущали то, что называется "железным занавесом". Мы просто учились»,

— Наталья Бехтина
ЖИЗНЬ НА ЦЕЛИНЕ
Три года подряд Наталья Бехтина ездила на целину, в Северный Казахстан. Всё лето и осень, до заморозков, студенты жили в палатках. У Натальи была толстая коса, которая за ночь примерзала к палатке, к брезенту. Утром её отдирали всем курсом. Было холодно. Вода в бочках превращалась в лёд. Тогда студентов переселили в специальные бараки из кирпичей, которые назывались «землянками». Жили все вместе — мальчики и девочки. На курсе с Бехтиной учился Марк Розовский, будущий художественный руководитель театра «У Никитских ворот». С ним произошла забавная история.
Студенты журфака на целине. Казахстан. 1956 год.
«"Почему мы поехали на целину?" Сказать, что мы были такие все такие комсомольцы... Ну, комсомольцы, да. Но дело было в романтике. Это шло от души. Не знаю, как теперь. Наблюдаю за своими молодыми, у них этого нет»,

— Наталья Бехтина
ПО СТОПАМ ОТЦА
После защиты диплома Наталья Бехтина пошла работать в газету «Водный транспорт», которую когда-то возглавлял её отец.
«В "Водном транспорте" я написала заметку про полет Гагарина. Это был как раз апрель 1961 года. Я ещё работала, но уже собиралась в декрет. Заметка вышла хорошая, самой понравилась»,

— Наталья Бехтина
ОПЫТ ИНОВЕЩАНИЯ
После «Водного транспорта» Наталья Бехтина работала в издательстве «Литература на иностранных языках». Журналистка состояла в индонезийской редакции. И даже выучила индонезийский язык. В 1963 году она пришла на иновещание.
«Я кое-чему научилась и уже слышала, что открылась молодёжная редакция. Не все же время так работать, записывать и переводить. Да и очень идеологические вещи были на иновещании! Там хорошие люди работали, но всё было очень строго»,

— Наталья Бехтина
ИСПЫТАНИЕ «ЮНОСТЬЮ»
Отец Натальи был знаком с руководством «Юности». Тогда главным редактором была Александра Денисовна Беда. И когда он спросил, нельзя ли принять на радиостанцию его дочь, Александра Денисовна сказала: «Ну пусть пойдёт, попросится». В редакции Наталье сразу предложили поехать в Магнитогорск.
«Мы на таком энтузиазме с Ершовой [коллега Бехтиной по "Юности" — прим. ред.]: и в шахту спускались, и где мы только не были вообще! Записали, привезли. Петерсону [главный редактор "Юности" Альберт Петерсон — прим. ред.] понравилось, и он говорит: "Валяйте, будете работать!"»

— Наталья Бехтина
ОТДЕЛ КОМСОМОЛЬСКОЙ ЖИЗНИ
В первый же год работы на радиостанции Наталья Бехтина попала в отдел комсомольской жизни. Она ездила в командировки, побывала на Урале. Ей поручали освещать комсомольские съезды. Наталья делала агитационные материалы для молодёжи, в частности, рассказы о студенческих стройотрядах.
Также Наталья Бехтина помогала коллегам в работе над легендарным циклом программ для строителей Байкало-Амурской магистрали.
«Мы говорили без пафоса, без фальши, хотя, может быть, звучало восторженно... Было очень важно, чтобы чувствовалось, что ты не просто приехал, подставил микрофон, постучал железкой на полевом стане, а чтобы ты показал, как они тут живут, и искренне ими восхитился и за них порадовался, огорчился»,

— Наталья Бехтина
Наталье Бехтиной с её бунтарской натурой в отделе комсомольской жизни жилось нелегко. Её мечтой было попасть в отдел художественного воспитания. И Наталья к этому упорно шла: даже такие сухие темы, как юбилеи вождей и другие коммунистические праздники, она и её коллеги облекали в форму радиоспектаклей.
«В радиоспектаклях "Юности" участвовали великие артисты: если нам нужно было делать радиопьесу про Чкалова, то Чкаловым у нас был Олег Ефремов, не кто-нибудь! Если нам надо было делать что-нибудь про революцию, то Лениным у нас был народный артист Каюров [Юрий Каюров — прим. ред.], который везде и всюду играл Ленина»,

— Наталья Бехтина
ЛЕОНИД АЗАРХ И ОТДЕЛ «ХВ»
В конце 1960-х Наталья перешла в так называемый отдел «ХВ» — отдел художественного воспитания. Здесь она ближе познакомилась с Леонидом Азархом — со своим коллегой и лучшим другом на ближайшие 40 лет. Вместе журналисты создали ряд ярких передач о литературе, театре и музыке. И выговоры от начальства получали тоже вместе.
«Тогда я сказала Лёнечке: "Лёнь, ты гений, раз тебе удалось это сделать"»,

— Наталья Бехтина
Наталья Бехтина в редакции радиостанции «Юность», 1970-е годы
МУЗЫКА ЭПОХИ
«Запишите на ваш магнитофон» и «Для тех, кто не спит»

Ведущими первых музыкальных передач «Юности» были актёры: журналистов не допускали к микрофону. Многие знаменитые песни той эпохи, популярные у молодёжи, не разрешали ставить в эфир. Но Бехтина нарушала запреты, за что получала регулярные выговоры.
«Для тех, кто не спит» появилась уже в середине 1970-х. Это были ночные эфиры после 23:00. Здесь у Натальи было больше свободы, несмотря на то, что передачи выходили в записи и готовились заранее.

ПЕРВЫЕ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ
В 1987 году «Юность» впервые вышла в прямой эфир. Открывал его утренний «Молодёжный канал», где звучали «Наутилус Помпилиус», «Машина Времени», «Браво» — всё то, что слушала молодёжь. Исполнялась и зарубежная музыка. Ведущими канала стали Борис Боровский (выходил в эфир по вторникам), бард Леонид Сергеев (среда), Виталий Ушканов (четверг), Олег Гробовников и Ольга Третьякова (пятница).
Первыми в прямой эфир в тот январский понедельник вышли Наталья Бехтина и Леонид Азарх.

«Ну и пошло-поехало: "Молодёжный канал", "Вечерний курьер"... Музыка такая, которой не было нигде. Было уже можно, и ничего с нами не сделаешь. Так "Юность" вступила в полосу перестройки и гласности»,

— Наталья Бехтина
«ЮНОСТЬ» ИЗНУТРИ
Редакция «Юности» находилась на Пятницкой, 25. Там же, где и остальные редакции Гостелерадио. На втором была большая комната, бывшая студия. Здесь располагался отдел «ХВ». Отсюда был выход в маленькую комнату, которую занимал начальник отдела художественного воспитания Леонид Азарх.
«В коридоре на втором этаже очень долго стоял рояль. Потом его уволокли, потому что сказали, что мы там безобразничаем»,

— Наталья Бехтина
На «Юности» работало много журналистов. Они любили свою работу и вкладывали в неё всю душу. Наталья Павловна хранит теплые воспоминания о своих коллегах.
«Вот радиостанция "Юность". Кого ни возьми — все уникумы»,

— Наталья Бехтина
АГИТБРИГАДА
Расцвет агитбригады «Юности» пришелся на 70-е годы. Журналисты объездили всю страну вместе с известными певцами, бардами и композиторами. «Юность» устраивала концерты, общалась со слушателями. Это был бесценный опыт.
Летом 1966 года семнадцатилетняя Алла Пугачёва в составе концертной бригады радиостанции «Юность» поехала в Тюменскую область. В бригаде были известные музыканты Ян Френкель, Александра Пахмутова, бард Борис Вахнюк, комсорг отряда космонавтов Герман Соловьев. На небольшом пароходе бригада отправилась из Тюмени по Иртышу и Оби, по дороге давая концерты для геологов и нефтяников.
«Агитбригада — это большая поездка с концертами, рассказами, стихами, со всякими посиделками. Никакой агитации не было. Просто встречи с народом, с нашими слушателями»,

— Наталья Бехтина
Ездить приходилось не только по стране. Для освещения международных событий отправляли и в командировки за границу. Так, Наталья Павловна неоднократно рассказывала слушателям «Юности», как проходят Фестивали молодёжи и студентов за пределами СССР. Не обходилось и без форс-мажоров. Однажды Наталье Бехтиной пришлось вести репортаж с мероприятия, которое уже завершилось. О том, что случилось с журналистами «Юности» на фестивале в Северной Корее, слушайте ниже.
ПОКИДАЯ «ЮНОСТЬ»
В 1990 году Наталья Бехтина и ещё 25 журналистов ушли с «Юности». Им пообещали новый формат радио — без редакторов и цензуры. У истоков «Радио России» стоял Анатолий Лысенко.
«ВГТРК объявила о своём рождении 10 декабря 1990 года; тогда на привычной волне первой программы Всесоюзного радио в 6:30 утра прозвучал мягкий женский голос: «В эфире "Радио России"». Голос был явно не дикторским: «распечатать» новое радио доверили радиожурналисту Наталье Бехтиной, и уже с этим останется её имя в его истории и биографии»,

— Вера Соколовская, журналист «Радио России»
Наталья Бехтина продолжила работу с Леонидом Азархом. Уже известный дуэт занялся политическими темами.
«Причина была самая простая. Нам предложили нечто, чего ещё не было. Никогда. Альтернативу Всесоюзному радио»,

— Наталья Бехтина
ВСЕ ПО-ДРУГОМУ
Спустя всего полгода в стране случился государственный переворот. Во время путча 19 августа 1991 года на «Радио России» был полный запрет на вещание. В редакцию на 5-й Ямской попасть было невозможно: у здания стояли бронетранспортёры. Журналистам предоставили маленькую студию в здании Российского парламента. Оттуда вели короткие передачи Наталья Бехтина и Игорь Зорин. После трёх дней путча «Радио России» стало вещать на первой кнопке сети проводного радиовещания и на частотах Первой программы Всесоюзного радио. Передачи «Радио России» занимали не 5 часов, как это было раньше, а целых 22 часа, и 10 из них выходили в прямом эфире.
НОВАЯ ЖИЗНЬ
С 1991 по 2016 год на «Радио России» выходила авторская программа Натальи Бехтиной «От первого лица». Передача была построена в форме диалога, разговор шёл об актуальных темах дня. В программе принимали участие известные политики, экономисты, учёные и журналисты.
В настоящее время Наталья Бехтина ведёт программу «Жизнь только начинается», которая предназначена для аудитории старше 45 лет. Наталья Павловна приглашает в студию различных экспертов: психологов, диетологов, общественных деятелей и др. Гости рассказывают, как в зрелом возрасте не терять вкус к жизни, не зацикливаться на мелких неприятностях и научиться ценить каждый день. Сама Наталья Бехтина призывает своих слушателей относиться к проблемам философски и с юмором.
СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ЖУРНАЛИСТАМ
«Мои советы будут просты.
Надо очень любить свою профессию. Если вы можете себе представить жизнь без этого дела, не занимайтесь им. Вот я без этого жить не могу. И поэтому, может быть, у меня что-то получилось.
Учитесь. Читайте книжки, потому что процесс чтения тренирует мозги. Вы становитесь грамотными людьми. И ударения вы будете ставить правильно. Стыдно не знать своего родного языка.
Обладать чувством юмора. Без него вообще лучше к микрофону не садиться.
Любить тех, кто тебя слушает, уважать их. И слышать то, что они вам говорят, пишут. Не обращать внимание на грубость, не отвечать грубостью на грубость.
Ну, что ещё? Без микрофона нельзя. Мне. Надеюсь, что и вам тоже — в будущем»,


— Наталья Бехтина
«Нельзя вернуть время, время должно соответствовать. То, что прожито, то прожито. И спасибо. Можно вспоминать со светлой грустью, и всё. Но вам-то я желаю, чтобы вы радио двинули на такие уровни, которые нам и не снились. Вы придумаете что-нибудь новое»,

— Наталья Бехтина